Без рубрики

С 2021 года стартовала массовая вакцинация граждан Российской Федерации против новой коронавирусной инфекции COVID-19. С целью оптимизации процесса проведения вакцинации и увеличения пропускной способности в пунктах вакцинации в субъектах Российской Федерации были принят ряд организационных решений. В Федеральном дистанционном консультативном центре по вопросам вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России организован системный мониторинг проведения вакцинальной компании против новой коронавирусной инфекции в субъектах Российской Федерации. На основании данного мониторинга систематизирован опыт лучших региональных практик субъектов Российской Федерации по основным направлениям организации и проведения вакцинальной компании против новой коронавирусной инфекции.

Проведение информационно-коммуникационной компании о вакцинации против новой коронавирусной инфекции

Согласно Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года одним из основных направлений является развитие системы информирования населения, в частности разработка и реализация комплекса информационно-коммуникативных мероприятий по вопросам инфекционных заболеваний.             Пандемия COVID-19 выявила многочисленные коммуникационные проблемы, включая неинформированность о вирусе и распространение недостоверной информации о последствиях вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Наличие правильной информации о вакцинах и о болезни — залог успешного проведения вакцинации. В масштабном запуске информационно-коммуникационной компании в стране принимали участие основные средства массовой информации, в том числе государственные телерадиокомпании. При этом для наиболее широкого охвата населения вакцинацией против новой коронавирусной инфекции крайне остро встал вопрос о максимальной просветительской активности с целью исключения недостоверной информации о вакцинации и возможных побочных эффектах при ее проведении. Аналогичные выводы были сделаны и в Европейском региональном бюро Всемирной организации здравоохранения, которое одним из важнейших способов минимизации возможности воздействия новой коронавирусной инфекции считает использование всех имеющихся средств связи для информирования об услугах иммунизации. В настоящее время наиболее частыми источниками информирования в российском обществе являются: телевидение, информационные и новостные сайты в интернете, социальные сети, печатные издания, радио. 

Проведенные исследования на территории Российской Федерации подтвердили ведущую роль телевидения в информирования населения, в том числе в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, причем данная тенденция наиболее отчетливо наблюдается среди населения старшей возрастной группы. Следующим по важности источником информации являются информационные сайты, где лидирующей возрастной группой являются люди среднего возраста. Однако респонденты отмечали обращение не к печатным, а интернет-изданиям. Обилие информации о новой инфекции и поток недостоверных новостей, увеличившихся в начале пандемии заставил респондентов внимательнее относится к информации. Около 40 % опрошенных следили за информацией из официальных источников, таких как ВОЗ и цифровые платформы здравоохранения, обращались к платформам новостных медиа. Третье место по значимости занимают социальные сети, при этом наибольшее значение данному источнику информации предают лица младших возрастных групп — 18-25 лет. Важной особенностью использования социальных сетей в массовой коммуникации является их информационная гибкость, в том числе и в проведении опросов среди определенных групп населения.

В настоящее время значимость телевидения для проведения информационных компаний продолжает оставаться на лидирующих позициях, что подтверждают последние проводимые исследования, в том числе направленные на исследования информированности о вакцинации против новой коронавирусной инфекции. При этом важно отметить, что первоочередную роль в телевидении играют государственные (федеральные и региональные) компании, которые придерживаются официальных оперативных и статистических данных.

Кабардино-Балкарская Республика. Агитационные выступления медицинских сотрудников на телевидении

Республика Марий Эл. Организация информационной прививочной компания на региональном телевидении с участием представителей Минздрава РМЭ и главных врачей медицинских организаций

Республика Марий Эл. Организация информационной прививочной компания на региональном телевидении с участием представителей Минздрава РМЭ и главных врачей медицинских организаций

Особую значимость на настоящий момент имеет реализация направления обеспечения эффективной информационной политики, реализуемой органами исполнительной власти Российской Федерации. В процессе своей повседневной деятельности органы власти способны создавать и накапливать огромные объемы социально значимой информации, что в условиях ограничения передвижения и соблюдения режима самоизоляции позволяет стать ценным источником информации для самой широкой аудитории. Более того, осуществление информирования через официальные сайты органов власти и отдельных подведомственных организаций гарантирует отсутствие недостоверной или неполной информации, в том числе о проведении вакцинальной компании против новой коронавирусной инфекции.

Тульская область. Оперативное и системное размещение рекомендаций для населения и медицинских работников по предупреждению неблагоприятных исходов COVID-19 и других инфекций, мерах профилактики коронавируса и гриппа.

Волгоградская область. Информирование жителей Волгоградской области посредством официального ресурса Комитета здравоохранения Волгоградской области

Республика Татарстан. Единые подходы к информированию граждан по вопросам вакцинации на сайтах медицинских организаций Республики Татарстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В информировании общественности значимую роль играют социальные сети, имеющие ряд преимуществ перед другими медиа инструментами. Ключевое преимущество — бесплатное использование. Медицинские организации и органы исполнительной власти использовали социальные сети для максимального информирования граждан по всем актуальным вопросам вакцинации. Современный человек большую часть своего времени находится онлайн, часто заходит на новостные ленты социальных сетей. Основное преимущество социальных сетей – это наибольший охват населения, что в период массовой вакцинации дает максимальный положительный эффект. Известно, что в различных сферах научной деятельности все чаще активно используются возможности Интернета. Исследования, осуществляемые с помощью сети Интернет, обладают рядом преимуществ, а именно позволяют установить мнение определенной аудитории по интересующему вопросу. А это в условиях пандемии имеет важнейшее значение.

Челябинская область. Телеграмм канал «Минздравствуйте», с последней актуальной информацией об эпидемиологической обстановке и процессе вакцинации в области.

Тульская область. Проект Минздрава Тульской области в социальной сети «В Контакте» — «Отвечают врачи. Вакцинация от коронавируса: мифы и правда.

Ямало-Ненецкий автономный округ. Телеграмм канал «Профилактика. Здоровье. Вакцинация», освещающий новости иммунопрофилактики населения Ямало-Ненецкого автономного округа и Российской Федерации.

Тульская область. Проект Минздрава Тульской области в социальной сети «В Контакте» — «Отвечают врачи. Вакцинация от коронавируса: мифы и правда.

Роль радио в современном мире по-прежнему велика — оно все еще является близким к потребителю и динамично развивающимся средством массовой информации.  Это по-прежнему наиболее близкое к потребителю СМИ, сопровождающее его в течение всего дня и являющееся, наряду с телевидением, одним из основных источников информации о ходе вакцинальной компании против новой коронавирусной инфекции

Пензенская область. Регулярные выступления главных внештатных специалистов Минздрава Пензенской области на радиоэфирах

Челябинская область. Регулярные выступления главных внештатных специалистов Минздрава Челябинской области на радиоэфирах

Анализ данных материалов показывает, что представители различных возрастных групп существенно различаются в указании основных источников информации. Так для молодежи до 24 лет телевидение играет меньшую роль, чем для всех остальных возрастных групп, но зато отмечается намного большая роль Интернета. Особенно примечателен тот факт, что эта группа почти не читает газет (на данный источник информации указали лишь 5,5% респондентов). Телевидение и газеты более всего значимы для старшей возрастной группы, которая практически не пользуется ресурсами Интернета.[1] Обращает на себя внимание что старшая возрастная группа и является на данный момент группой высокого риска тяжелого течения новой коронавирусной инфекции, что усиливает значимость печатных изданий для повышения информированности по вопросам вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

Кабардино-Балкарская Республика. Массовое тиражирование информации по проведению вакцинальной компании в периодических печатных изданиях

Курганская область. Информирование граждан по вопросам вакцинации против новой коронавирусной инфекции в печатных изданиях муниниципальных образований

«Горячие линии» — один из самых распространенных инструментов, используемых органами здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ для реагирования на пандемию COVID-19, выполняющие три основные функции. Во-первых, «горячие линии» формируют прямую связь между группами риска и службами экстренного реагирования. Во-вторых, они расширяют знания служб экстренного реагирования о представлениях, взглядах и тревогах населения. И, наконец, они предоставляют рекомендации в сфере охраны общественного здоровья, консультируют людей и/или направляют их в другие службы. «Горячие линии» по COVID-19 также позволяют расширить устоявшуюся практику использования телефонных служб, поскольку чаще других используются не только для информирования населения, но и для сбора данных при помощи анализа звонков в целях оптимизации мер реагирования в сфере общественного здравоохранения.

Республика Башкортостан. Организация «горячей» линии ситуационного антиковидного центра Республики Башкортостан и Минздрава РБ по вопросам коронавирусной инфекции.

Ростовская область. «Горячая линия» о проведении массовой вакцинации от CОVID-19 в Ростовской области