Оценка текущей кадровой ситуации в субъектах Российской Федерации по профилю «терапия»

Государственная кадровая политика в здравоохранении в соответствии с действующим законодательством реализуется на трех уровнях (Система оказания медицинской помощи в Российской Федерации/под ред. В.В. Омельяновского. — М.: Наука, 2019 г.):
      — общегосударственный уровень (разработка стратегии общегосударственной кадровой политики);
      — отраслевой уровень (реализация кадровой политики системы здравоохранения);
      — учрежденческий уровень (осуществление кадровой работы, обеспечивающей обучение, подбор, расстановку и мотивацию кадров, оценку результатов деятельности врачей).
В настоящее время одной из основных целей кадровой политики служит обеспечение сферы здравоохранения квалифицированными кадрами. Согласно одному из поручений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена необходимость «обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий». На федеральном уровне кадровая политика в здравоохранении реализуется путем реализации задач федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в рамках национального проекта «Здравоохранение». Федеральный проект направлен на устранение кадрового дефицита медицинских работников в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

В рамках организационно-методической работы эксперты ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России выполняют анализ кадровой ситуации в субъектах Российской Федерации. В качестве источника информации используются форма 30 федерального статистического наблюдения (Приказ Росстата от 30.12.2019 г. № 830 (ред. от 31.12.2020 года) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья») и данные, предоставленные ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Основные анализируемые показатели оценки кадровой ситуации по профилю «терапия», анализируемые ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, представлены на рисунке.

Рисунок . Критерии оценки кадровой ситуации по профилю «терапия», анализируемые ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Аналогичная работа выполняется в отношении анализа показателей касательно врачей общей практики (семейных врачей), специалистов, задействованных в службе медицинской профилактики и «узких» специалистов, задействованных на этапе первичной медико-санитарной помощи в оказании медицинской помощи в процессе диспансерного наблюдения, диспансеризации, в том числе – углубленной и вакцинации.
Анализ полученных данных позволяет сформулировать адресные предложения по улучшению кадрового обеспечения относительно федерального округа, субъектов, муниципальных образований и конкретных медицинских организаций Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь по профилю «терапия».