«Доказательная и недоказательная медицина. Клинические рекомендации» — в НМИЦ ТПМ прошла онлайн-лекция профессора И.В. Самородской

21 февраля 2020

20 февраля 2020 года на базе Центра телемедицины отдела организационно-методического управления и анализа качества медицинской помощи прошла онлайн-лекция г.н.с, д.м.н., профессора Ирины Владимировны Самородской «Доказательная и недоказательная медицина. Клинические рекомендации».

Профессор И.В. Самородская привела различные определения клинических рекомендаций, особо подчеркнув необходимость применения формализованных методик сбора и анализа качества данных.

Несмотря на то, что клинические рекомендации являются одним из важнейших документов в работе врачей во всем мире, до сих пор в этом вопросе нет единства. Так, по словам Ирины Владимировны, в различных странах клинические рекомендации могут разрабатываться различными организациями – государственными и региональными структурами системы здравоохранения, профессиональными сообществами врачей с привлечением специалистов в области эпидемиологии, методологии исследований, статистики, информатики и даже пациентов.

В разных странах для подготовки рекомендаций применяются разные подходы и принципы к созданию клинических рекомендаций, оценке качества исследований, в том числе рандомизированных, и мета-анализов, на которых базируются клинические рекомендации. Сегодня в мире разработано и используется 20 систем оценки методологического качества систематических обзоров, 49 систем оценки рандомизированных клинических исследований и 19 — обсервационных исследований. Профессор И.В. Самородская рассказала о международной системе классификации и оценки качества рекомендаций GRADE (Grading of Recommendations Assessment, Development Andevaluation), которая предусматривает двухуровневый процесс подготовки рекомендаций. Учитывая, что страны применяют разные методики, а при отсутствии доказательств — экспертные мнения, не удивительно, что рекомендации по одинаковым проблемам могут существенно различаться. В лекции представлены конкретные примеры, в том числе разные подходы к формированию рекомендаций на основе экспертных мнений. Со слов лектора проблему для врачей (при сопоставлении разных рекомендаций) создают различия в подходах к индексации уровня доказательности и уровня рекомендаций. В одних клинических рекомендациях используется только буквенная, в других — буквенно-цифровая индексация, а в каких-то профессиональные сообщества отказались от индексации и применяют в каждом пункте рекомендаций словесные формулировки степени доказательности и уровня рекомендаций. В лекции представлен небольшой исторический экскурс создания клинических рекомендаций в России и современная нормативная база. Кратко рассмотрен вопрос значимости рекомендаций в судебных процессах.

В заключение лекции практикующим врачам первичного звена было рекомендовано использовать в работе всю совокупность информации, почерпнутую из клинических рекомендаций и клинических наблюдений. Особенно это важно при работе с коморбидными пациентами.