Рейтинг субъектов Российской Федерации по результативности и качеству оказания медицинской помощи в соответствии с критериями, предлагаемыми ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Экспертами ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России разработана методика комплексной количественной оценки эффективности и качества оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации. Так, в целях создания комплексного индикативного показателя оценки эффективности оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации были определены базовые показатели, необходимые для формирования новой многофакторной модели количественной оценки эффективности сохранения, поддержания и укрепления здоровья населения, а также доступности и качества медицинской помощи. В качестве наиболее подходящих и доступных были выбраны показатели, включенные в национальный проект «Здравоохранение»:

— стандартизованные — общая смертность и смертность населения трудоспособного возраста;

— нестандартизованные — охват населения диспансеризацией, выявляемость хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) при диспансеризации населения.

В связи с необходимостью проведения суммарного анализа, включающего стандартизованные и нестандартизованные показатели, выполнить классический кластерный анализ было невозможно, поскольку евклидово расстояние (и его квадрат) не вычисляется для стандартизованных данных. Таким образом, для формирования новой многофакторной модели количественной оценки эффективности сохранения, поддержания и укрепления здоровья населения был применен подход кластеризации показателей с последующим начислением баллов согласно рангу кластера.

Количественная (балльная) оценка показателей основана на обратном ранжировании показателей смертности и прямом ранжировании показателей объема и качества профилактических мероприятий, где каждому из четырех показателей субъекта Российской Федерации присваивается от 1 до 5 баллов согласно кластеру, в который попадает значение каждого показателя.

В случае оценки нестандартизованных показателей (охват диспансеризацией населения и выявление больных ХНИЗ) баллы начислялись соответственно кластеру (диапазону), в который попадали значения исследуемых показателей: 1 балл — от 0 до 20%; 2 балла — от 20 до 40%; 3 балла — от 40 до 60%; 4 балла — от 60 до 80%; 5 баллов — более 80%.

В случае оценки стандартизованных показателей баллы начислялись соответственно кластеру (диапазону), в который попадали значения исследуемых показателей: 5 баллов — от 0 до 20%; 4 балла — от 20 до 40%; 3 балла — от 40 до 60%; 2 балла — от 60 до 80%; 1 балл — более 80%.

Если значение исследуемого показателя субъекта Российской Федерации отличалось от среднероссийского более чем на 50%, такому показателю присваивался минимальный ранг диапазона.

Полученные в результате оценки показателей субъекта Российской Федерации баллы суммировались, и по сумме балов определяли место субъекта Российской Федерации в общем рейтинге.

Таким образом, комплексный индикативный показатель эффективности и качества оказания медицинской помощи в среднем по Российской Федерации в 2021 году составил 8 баллов. Динамика среднероссийского комплексного индикативного показателя эффективности и качества оказания медицинской помощи представлена на рисунке.

43 субъекта (51%) имели значение равное или больше среднероссийского показателя.

Таким образом, разработанная методика позволяет ранжировать субъекты Российской Федерации в группы по приоритетности и эффективности мероприятий, направленных на выполнение ключевых задач, представленных в национальном проекте «Здравоохранение». В зависимости от места в рейтинге определяется приоритетность выездных мероприятий сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России в определенный субъект с целью выявления и анализа типовых проблем в организации оказания медицинской помощи по профилю «терапия» с последующим использованием эффективных мер, способствующих повышению качества медицинской помощи, в том числе: 

— расширение организационно-методической поддержки главными внештатными специалистами субъектов по профилю; 

— повышение эффективности ведомственного контроля исполнения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание медицинской помощи; 

— расширение участия национальных медицинских исследовательских центров в процессе непрерывного постдипломного образования, в том числе с использованием дистанционных телемедицинских технологий; 

— внедрение системы независимого контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе с привлечением пациентских общественных организаций; 

— развитие отраслевой идеологии непрерывного совершенствования качества (Кайдзен/Kaizen) медицинской помощи; 

— внедрение в региональные медицинские информационные системы и медицинские информационные системы медицинских организаций прикладных программных продуктов, автоматизирующих процессы выявления ХНИЗ и факторов риска; 

— организация динамического наблюдения за пациентами с повышенным риском развития жизнеугрожающих состояний.